Сибирская язва. Памятка населению!

Сибирская язва известна с древних времён.  Вспышки заболеваний, напоминающих сибирскую язву, зафиксированы в древних китайских хрониках, написанных около пяти тысяч лет назад.

Сибирская язва известна с древних времён.  Вспышки заболеваний, напоминающих сибирскую язву, зафиксированы в древних китайских хрониках, написанных около пяти тысяч лет назад.

Первые научные описания болезни были даны только в середине XVIII века, когда клиническую картину отдельно составили французские и русские учёные. При этом заболевание везде называлось по-разному.

Название на русском языке — «сибирская язва» — принадлежит медику Степану Андреевскому, который в 1786 году возглавил экспедицию в Уфимскую губернию ради изучения неизвестной болезни, от которой погибали и люди, и животные.

Бактерия Bacillus anthracis впервые в чистом виде была выделена в 1876 году немецким микробиологом Робертом Кохом. В 1881 году французский микробиолог и химик Луи Пастер создал прививку против сибирской язвы для животных.

Впервые вакцина для человека была создана в 1940 году сотрудниками Санитарно-технического института Красной армии Николаем Гинзбургом и Александром Тамариным.

Возбудитель сибирской язвы – bacillus anthracis – относится к роду bacillus, семейству Ваcillасеае. Он представляет собой крупную спорообразуюшую грамположительную палочку размером (5—10) х (1—1,5) мкм. Бациллы сибирской язвы хорошо растут на мясопептонных средах. Они содержат капсульный и соматический антигены, способны выделять экзотоксин, представляющий собой белковый комплекс, состоящий из вызывающего отек протективного и летального компонентов. Вегетативные формы сибиреязвенной палочки быстро гибнут при воздействии обычных дезинфицирующих веществ и кипячения. Споры несравненно устойчивее. В почве они сохраняются десятилетиями. При автоклавировании (110 °С) гибнут лишь через 40 мин. Спороцидным действием обладают также активированные растворы хлорамина, горячего формальдегида, перекиси водорода.

Входными воротами возбудителей сибирской язвы обычно является поврежденная кожа. В редких случаях он внедряется в организм через слизистые оболочки дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта. На месте внедрения возбудителя в кожу возникает сибиреязвенный карбункул (реже – адематозная, буллезная и эризипелоидная формы поражения кожи) в виде очага серозно-геморрагического воспаления с некрозом, отеком прилегающих тканей, регионарным лимфаденитом. Развитие лимфаденита обусловлено заносом возбудителя подвижными макрофагами из места внедрения в ближайшие регионарные лимфатические узлы. Местный патологический процесс обусловлен действием экзотоксина сибиреязвенных возбудителей, отдельные компоненты которого вызывают выраженные нарушения микроциркуляции, отек тканей и коагуляционный некроз. Дальнейшая генерализация возбудителей сибирской язвы с прорывом их в кровь и развитием септической формы происходит при кожной форме чрезвычайно редко. Сибиреязвенный сепсис обычно развивается при внедрении возбудителя в организм человека через слизистые оболочки дыхательных путей или желудочно-кишечного тракта. В этих случаях нарушение барьерной функции трахеобронхиальных (бронхопульмональных) или мезентериальных лимфатических узлов приводит к генерализации процесса. Бактериемия и токсинемия могут явиться причиной развития инфекционно-токсического шока. Патологоанатомическая картина у умерших от сибирской язвы имеет характерные признаки. В кожном очаге поражения имеется резко выраженный воспалительный отек с геморрагическими изменениями окружающих тканей, серозно-геморрагическое воспаление регионарных лимфатических узлов, резко выражены гиперемия и полнокровие внутренних органов. У умерших от септической формы заболевания выявляют геморрагический синдром (кровоизлияния в миокард, эпикард, слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, легкие), серозно-геморрагический отек и поражения различных органов. Наблюдаются серозно-геморрагическая пневмония, геморрагический отек легких. В плевральной и брюшной полостях – скопление кровянисто-серозной жидкости. Увеличены печень, селезенка, брыжеечные лимфатические узлы. Мозговые оболочки отечны, множественные геморрагии придают им характерный вид «кардинальской шапочки».

Особенностью клинического проявления сибирской язвы у животных является острое течение болезни и короткий инкубационный период, который колеблется от нескольких часов до 6-8 дней, в среднем 2-3 дня. Течение болезни бывает молниеносное, острое, подострое, и иногда, очень редко, хроническое (у свиней).Основные формы болезни: септическая, карбункулезная, абортивная, кишечная, легочная и ангинозная. Такое деление условное, так как септицемия может развиваться на фоне карбункулезной формы и наоборот. У крупного и мелкого рогатого скота, а также лошадей заболевание протекает в виде сепсиса и поражения кишечника, молниеносно или остро. У свиней сибирская язва протекает местно в ангинозной форме хронически и реже — остро. Молниеносное или апоплексическое течение (apoplesso — гр. оглушаю) у крупного рогатого скота характеризуется быстрой гибелью животных в течение нескольких часов без проявления клинических признаков болезни. У животных повышается температура тела до 42 0 , пульс учащается, дыхание становится затрудненным, слизистые цианотичными. Появляется возбуждение, сокращение отдельных групп мышц, животное падает, мычит. Иногда возбуждение сменяется быстро развивающимся угнетением. Часто крупный рогатый скот имеет испуганный вид, “стеклянные глаза”. Из носовой и ротовой полости выделяется кровянистая пена, из прямой кишки — темного цвета кровь. Примеси крови содержит моча. Животные погибают внезапно или в течение нескольких часов.

Диагностика сибирской язвы затруднительна: клинические признаки не всегда характерны; вскрытие противопоказано; методы прижизненной диагностики (серологические и аллергические) не применяют из-за скоротечности болезни. Поэтому диагноз базируется на эпизоотологических и клинических данных, а также на результатах бактериологических исследований.

Поражение животных любого вида и возраста, характерная сезонность, приуроченность к ранее неблагополучным территориям, внезапность заболевания, как правило, острое или подострое течение, лихорадка, наличие карбункулов, тяжёлое общее состояние, гибель в короткий срок, вздутие трупа, отсутствие трупного окоченения, кровянистое истечение из естественных отверстий – всё это дает основание подозревать сибирскую язву. Эти же признаки позволяют заподозрить сибирскую язву и у вынужденно прирезанного животного.

Дифференциальный диагноз: исключают пастереллёз ,  эмкар , злокачественный отёк,  брадзот ,  энтеротоксемию  и  пироплазмидозы по результатам эпизоотологических, клинических и лабораторных исследований.

Для лечения применяют гипериммунную противосибиреязвенную сыворотку, гамма-глобулин, антибиотики  (пенициллин, стрептомицин, ампициллин, тетрациклин, эритромицин) или их сочетания в соответствующих дозах. При карбункулёзной форме проводят местное противовоспалительное лечение.После переболевания сибирской язвой у животных возникает стойкий и длительный  иммунитет . Он вырабатывается в ответ на воздействие сибиреязвенного токсина, в состав которого входят протективный (иммуногенный), отёчный и летальный факторы.В настоящее время в РФ используют противосибиреязвенную вакцину из штамма 55-BнииВВим. Для пассивной иммунизации применяют гипериммунную сыворотку, а также выделенные из неё гамма-глобулины.

 Комплекс мероприятий: профилактическая иммунизация всех восприимчивых животных (взрослого крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей- дважды в год с интервалом в 6 месяцев; молодняк крупного рогатого скота – по достижении 3-месячного возраста  и повторно через 3 месяца; верблюдов- раз в год; свиней – раз в год, только при свободновыгульном или лагерном содержании) Вакцины применяются согласно действующим наставлениям. В случае возникновения заболевания – своевременная диагностика, карантинирование неблагополучных пунктов и ликвидация эпизоотического очага; уничтожение трупов  и обсемененной возбудителем продукции, дезинфекция помещений, оборудования и территории.По условиям карантина запрещено: ввозить и вывозить все виды животных, продуктов и сырья животного происхождения; проводить хирургические операции; перегруппировывать животных внутри хозяйства; использовать молоко от больных животных; убой на мясо; снятие шкур с павших животных; вход на неблагополучную ферму посторонних лиц, въезд постороннего транспорта; проведение мероприятий, связанных со скоплением людей и животных. Карантин снимают через 15 дней после последнего случая выздоровления или падежа животных. Лица, находившиеся в контакте с больными животными или заразным материалом, подлежат активному врачебному наблюдению в течение 2 недель. Важное значение имеет вакцинация людей и животных сухой живой сибиреязвенной вакциной.

Последние новости

Пожары в Стачнино: помощь пострадавшим от огненной стихии

Депутат Виктор Водолацкий инициирует помощь жителям Станично-Луганского района.

Новые назначения в Совете Новопсковского округа

Сергей Кобушка стал членом постоянной комиссии по социальной политике.

Соглашение о сотрудничестве для поддержки бизнеса в ЛНР

Союз содействия развитию промышленности и торговли ЛНР и центр «Мой бизнес» начали совместную работу.

Card image

В современном мире бизнеса успешность компании напрямую зависит от эффективности работы отдела продаж

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Верхней Пышме, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *