Внедрение МСФО в организации: цели, плюсы и сложности перехода
Современный мир меняется очень быстро, и в этом контексте отечественный бизнес не остаётся в стороне от изменений. В связи с этим возрастает необходимость привлечения новых инвесторов, среди которых обязательно присутствуют иностранные. Они наиболее заинтересованы в том, чтобы получить прозрачную и достоверную финансовую информацию от компании, в которую они планируют вкладывать свои средства. Почти невозможно удовлетворить такую потребность, не предоставляя финансовую отчётность, которая составлена в соответствии с международными стандартами – Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО).
Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России
Началось более двух десятилетий назад. МСФО - это набор документов, который устанавливает правила составления финансовой отчетности, необходимой для внешних пользователей, чтобы принимать экономические решения [1].
В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всех общественно значимых компаний. Сюда входят кредитные организации, страховые компании (за исключением оказывающих услуги обязательного медицинского страхования), клиринговые организации, другие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, негосударственные пенсионные и паевые инвестиционные фонды [2].
Отчетность по МСФО - это возможность получить объективную оценку финансовой ситуации на предприятии. Список компаний, которые ведут отчетность по международным стандартам, регулярно увеличивается. Также руководитель предприятия имеет право начать вести учет по МСФО по собственной инициативе. Тем самым он обеспечивает эффективное управление в компании. Декларируемая цель перехода организации на международную систему бухгалтерского учета - приведение финансовой отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и общемировыми стандартами. МСФО в этом случае является дополнительным инструментом, который помогает привлечь новых инвесторов и клиентов, а также минимизировать возможные риски и неточности в отчетности для потенциальных инвесторов. Но нужно помнить, что использование международных стандартов финансовой отчетности не освобождает организацию от обязанности вести бухгалтерский учет по правилам российского законодательства.
Есть несколько основных причин, почему компании переходят на международные стандарты финансовой отчетности. Во-первых, отличие МСФО от РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета). Если компания активно сотрудничает с зарубежными партнерами, ей волей-неволей придется составлять отчетность на понятном для всех языке. Во-вторых, недостаток притока инвестиций в Россию может быть связан с отсутствием доступной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности компании. Формирование отчетности по МСФО позволяет российским предприятиям выйти на зарубежные рынки. В-третьих, использование МСФО помогает сократить время и ресурсы при разработке новых правил ведения бухгалтерского учета.
Внедрение МСФО предоставляет возможность выхода на международные рынки и облегчает доступ к зарубежным инвестициям. Кроме того, это один из способов объективно оценить результаты деятельности компании. Важно понимать, что нет единого шаблона для составления отчетности по МСФО, а международные стандарты не устанавливают единых форм отчетов, обязательных для использования. Главное, чтобы отчетность по МСФО была главным инструментом для того, чтобы показать сущность происходящего в бизнесе, а переход должен становиться полезной работой для бухгалтеров и финансистов.
<p><strong>МСФО: плюсы и минусы их внедрения в организацию</strong></p> <p>Введение международных стандартов финансовой отчетности может иметь различные последствия, причем они могут быть как положительными, так и отрицательными. Какие же преимущества собой представляет переход на МСФО?</p> <p>Для начала, стоит упомянуть о возможности получить бесплатную консультацию у специалиста по внедрению МСФО. Привлечение финансирования на зарубежных рынках становится гораздо проще, если финансовая отчетность компании соответствует международным стандартам. Такая отчетность отличается большей информационной ценностью и полезна для всех, интересующихся деятельностью организации.</p> <p>Еще одним плюсом внедрения МСФО может стать увеличение числа иностранных инвесторов, даже в условиях кризиса. Компаниям, которые не используют международные стандарты учета, бывает сложно выйти на крупнейшие биржевые рынки. Однако внедрение МСФО может значительно расширить полномочия и ответственность российских экономистов. К тому же повышение квалификации сотрудников приводит к более достоверному ведению финансового учета.</p> <p>Тем не менее, введение стандартов МСФО может принести и некоторые отрицательные последствия. Например, компании придется делать дополнительные трудовые и финансовые вложения. Ей придется либо вести одновременный учет по РСБУ и МСФО, либо составлять отчетность по российским стандартам и преобразовывать ее в соответствии с международными стандартами при помощи наемных экспертов.</p> <p>Однако, можно упростить переход на МСФО, если использовать уже имеющуюся бухгалтерскую отчетность и трансформировать ее в международные стандарты. Узнать больше о внедрении МСФО можно у специалистов в рамках бесплатной консультации.</p>Переход на МСФО: подготовка, автоматизация, консалтинг
Перед тем как начать вести отчетность по международным стандартам МСФО, компания должна провести подготовительную работу. В рамках этой работы следует разработать учетную политику, выбрать валюту оценки и представления отчетности, проанализировать корпоративную структуру организации, определить способ трансформации, произвести анализ всех операций и расчет входящих остатков, а также заполнить нужные отчеты. В настоящее время вручную готовить подобную отчетность долго, сложно и неудобно. Чтобы облегчить этот процесс, можно воспользоваться программными приложениями, осуществляющими автоматизацию подготовки и трансформации отчетности. Однако, в простейших случаях, возможно использование MS Excel, что является наиболее распространенным и низкозатратным вариантом. При этом, основные данные выгружаются из бухгалтерской системы, например «1С», а встроенные формулы предоставляют возможность создавать отчеты, базы данных, расчетные таблицы разных типов.
В случае желания воспользоваться автоматизированными системами учета, следует выбирать программу индивидуально, исходя из сферы деятельности компании, а также учетной политики и других показателей.
Для проведения перехода на МСФО, лучше обращаться в проверенные консалтинговые компании, имеющие значительный опыт работы в данной сфере и отличную репутацию. Они окажут необходимую помощь, учитывая множество вопросов на каждом этапе процесса перехода. Стоит отметить, что в настоящее время ведение учета по международным стандартам финансовой отчетности больше всего интересует организации, которые стремятся выйти на зарубежные рынки. Такая отчетность поможет правильно оценить работу менеджмента организации и принять экономически верные решения.
Компания КСК ГРУПП
На сегодняшний день на рынке труда недостаточно квалифицированных специалистов по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Из-за этого немногие российские предприятия готовят международную отчетность самостоятельно. В большинстве случаев они обращаются к аудиторским и консалтинговым компаниям, таким как «КСК ГРУПП», которая уже 28 лет оказывает аудиторско-консалтинговые услуги на всех этапах управления отчетностью с применением МСФО. Она занимается помощью в подготовке отчетности и проведении аудита с учетом международных стандартов, а также оценкой и оптимизацией целей МСФО.
Компания «КСК ГРУПП» уже имеет большой опыт сотрудничества с организациями из различных отраслей, что позволяет ей предоставлять правильные решения, а не только советы. К примеру, они помогли крупной российской торгово-производственной организации победить тендер французской группы компаний. Для этого заказчику нужно было предоставить отчетность по МСФО, и компания «КСК ГРУПП» предложила индивидуальный проект, учитывающий все варианты возможных рисков, который оказался выгодным и целесообразным. Результат работы был впечатляющим: клиент выиграл тендер на 20 миллионов рублей и заключил договор на поставку с французской компанией. Стоимость услуги компании «КСК ГРУПП» составила 700 000 рублей, а ROI (отношение прибыли к инвестициям) был даже выше, чем можно было ожидать - 2757%.
Команда «КСК ГРУПП» состоит из более чем 150 высококвалифицированных консультантов, которые являются профессионалами своего дела. Они способны успешно реализовать даже самые сложные проекты и готовы отвечать за конечный результат. Отличным доказательством качества работы компании является включение ее в список 10 лучших юридических консалтинговых компаний среди 50 лидеров, составленный агентством «РАЭКС-Аналитика» в 2021 году.
ООО «КСК» имеет ИНН: 7725685410 и ОГРН: 1107746010052, а ООО «КСК АУДИТ» — ИНН: 7725546209 и ОГРН: 1057747830337. Эти компании готовы оказывать профессиональную помощь в сфере МСФО и других смежных областях.
Фото: freepik.com