Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

Согласно законодательству Российской Федерации, каждый работодатель обязан производить аттестацию своих рабочих мест. Но зачем это необходимо и когда следует это делать? Рассмотрим, какие последствия могут возникнуть при отказе от этой процедуры, а также какие преимущества принесет регулярное проведение аттестации для организации. В данной статье мы постараемся вникнуть в детали процесса аттестации рабочих мест и дадим советы о том, куда можно обратиться за получением качественной услуги.

Аттестация рабочих мест: требования по СОУТ

Каждый работодатель обязан осуществлять специальную оценку условий труда для своих сотрудников, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Это означает, что необходимо проводить мониторинг условий труда, находящихся в соответствии с нормами и избегать возникновения ситуаций, которые могут нанести ущерб здоровью или жизни работников. Работодатель должен также следить за состоянием производства, оценивать уровень угроз, которые могут быть связаны с различными производственными факторами, и принимать меры для минимизации этих факторов. Этот комплекс мер называется аттестацией рабочих мест.

Сегодня в законодательстве также можно встретить и термин «специальная оценка условий труда» (СОУТ), который используется в качестве альтернативы аттестации рабочих мест. Однако термин СОУТ еще не стал наиболее распространенным в практическом применении. В связи с этим, мы будем использовать сочетание «аттестация рабочих мест» в данной статье для удобства чтения читателей.

Если в компании совершаются изменения, включая ввод новых рабочих мест и оборудования или изменение технологических процессов на производстве, работодатель обязан провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если есть действующая декларация соответствия.

В случае выявления нарушений трудового законодательства во время федерального надзора, работодатель также может получить предписание провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Проведение аттестации рабочих мест не только помогает предотвратить нарушения работодателя и избежать штрафов, но также может повлиять на экономию при страховых взносах. Компании, которые выбирают проведение специальной оценки условий труда, могут получить скидку до 40% на тарифы обязательного социального страхования. Добровольная аттестация рабочих мест также выгодна для бизнеса.

Ключевое отличие между СОУТ и аттестацией рабочих мест в том, что СОУТ включает этап идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов. Это достигается путем изучения предоставленных работодателем данных, обследования рабочих мест и опроса работников или их руководителей.

Цель аттестации, в свою очередь, заключается в устранении обнаруженных нарушений условий труда, которые могут угрожать жизни и здоровью работников или в установлении отсутствия таких нарушений. Этапы аттестации включают подготовку к оценке условий труда, идентификацию и декларирование опасных производственных факторов, исследование обнаруженных нарушений и оценку результатов.

В результате проведения мониторинга работодатель обязан привести условия труда к нормативным показателям, если они не соответствуют им.

Для любой компании аттестация рабочих мест является необходимой процедурой, но есть организации, для которых ее проведение является обязательным. В первую очередь это предприятия, чьи сотрудники работают с технологическим оборудованием, которое требует особой сложности в обращении, либо с техникой, находящейся под высоким напряжением, а также с работой, связанной с риском радиационного заражения для работника. Кроме того, к организациям, где сотрудники эксплуатируют автотранспорт или занимаются транспортировкой опасных материалов (например, химических реактивов), также применяется обязательная аттестация.

Статистика, которая заставляет задуматься

Ежедневно в мире более двух миллионов человек получают травмы, связанные с работой. Данные Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) говорят об ужасающих масштабах профессионального травматизма. Аналогий с эпидемиями и смертностью на дорогах здесь не избежать. В среднем в день от профессиональных травм умирает примерно 6 000 человек. При этом многие трудящиеся не имеют никакой информации об условиях труда.

В России, несмотря на наличие законодательства, с проблемой травматизма на рабочем месте все еще сталкиваются многие работники, в особенности те, кто имеет максимальный опыт работы. Если с такими сотрудниками происходят несчастные случаи, им сложно найти замену.

Оценку условий труда может проводить только сертифицированная организация, соответствующая определенным критериям. Федеральный закон № 426-ФЗ гласит, что такая организация должна иметь не менее пяти экспертов, в том числе хотя бы одного с высшим образованием в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. И еще одно требование закона – организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда, который размещен на сайте Минтруда России. Если организация не входит в этот реестр, но она оказывает услуги в области охраны труда и имеет право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям, она может быть занесена в другой реестр – компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (статья 18 Федерального закона № 426-ФЗ).

Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест, при необходимости. Специальный контроль условий труда необходимо проводить не менее одного раза в пять лет, с момента подтверждения предыдущего контроля. Такие проверки положительно влияют на атмосферу в коллективе, показывая заботу о подчиненных.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) сложнее оценить по сравнению с количественными показателями. Но профессионалы могут обнаружить возможные нарушения со стороны персонала и дать информацию ответственным лицам. Поэтому, периодический мониторинг условий труда и устранение проблем помогает избежать различных проблем в организации.

Аттестация рабочих мест является важной процедурой для обеспечения безопасности и здоровья работников на производстве. Чтобы узнать, как происходит эта процедура и какую роль при этом играет поставщик услуг по аттестации рабочих мест, необходимо обратиться к Федеральному закону № 426-ФЗ и приказу Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н.

В приказе приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Но как именно выглядит процесс проведения аттестации на практике?

  1. Подготовка к процедуре
  2. Согласно законодательству, работодатель создает комиссию по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей. Комиссия должна включать специалиста по охране труда, членов профсоюза и представителей работодателя (либо работодателя лично, если он является индивидуальным предпринимателем). Работодатель или его представитель возглавляет комиссию, которая затем прописывает график и перечень работ.

  3. Выявление потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  4. Далее комиссия проводит проверку действующих условий труда и выявляет опасные и вредные факторы. К таким факторам могут относиться качество воздуха рабочей зоны, уровень освещенности, наличие виброакустических факторов, интенсивность излучений, напряженность электромагнитных полей, параметры микроклимата и влажности, степень тяжести и напряженности трудового процесса и многое другое.

    При выявлении факторов эксперты учитывают результаты прошлой аттестации, статистику несчастных случаев на производстве и предложения работников.

Таким образом, аттестация рабочих мест представляет собой многоэтапный процесс, включающий в себя подготовку к процедуре и выявление потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Она позволяет защитить работников от негативного воздействия угроз на их здоровье и жизнь на производстве.

Работодатель обязан проводить идентификацию потенциально опасных факторов на рабочих местах работников, занимающих должности или имеющих специальности, входящие в списки, по которым производится досрочное назначение страховой пенсии по старости или выплачивается компенсация за вредность труда. Исключение составляет заранее созданный список вредных и опасных производственных факторов, установленных при проведении аттестации или СОУТ. Если в процессе проверки были выявлены вредные или опасные факторы, их необходимо изучить испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. Если необходимо, проводятся измерения показателей.

Следующим шагом является отнесение условий труда на рабочем месте к одному из четырех классов: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Оценка проводится экспертами после испытаний производственных факторов. В оптимальных условиях труда отсутствует вредность и/или опасность. Допустимые условия представляют собой воздействие вредных факторов, степень которого соответствует нормативам, а возможный вред организму исчезает после отдыха. Вредные условия характеризуются уровнем воздействия вредных факторов, превышающим нормативные значения, что может привести к профессиональным заболеваниям, угрожающим временной или постоянной потерей трудоспособности (например, профессиональная тугоухость у лиц, работающих в условиях повышенного уровня шума). Опасные условия труда характеризуются воздействием вредных факторов, которое может вызвать острое заболевание или создать угрозу жизни (например, травмы у промышленных альпинистов).

Результаты СОУТ отражаются в отчете, который содержит информацию о компании, проводившей СОУТ, перечень рабочих мест и выявленные на них опасные или вредные факторы, протоколы испытаний и измерений, карты оценки условий труда, сводную ведомость специальной оценки условий труда, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников на рабочих местах, на которых проводилась специальная оценка условий труда, а также заключение экспертов. Не позднее 30 дней после утверждения отчета работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами СОУТ и разместить документ на сайте организации в открытом доступе. После этого перед работодателем стоит задача принять меры по улучшению условий труда или выдать компенсацию (например, увеличить заработную плату или пенсию, предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, дополнительное страхование и т.д.).

Жизненная безопасность работников является одним из главных приоритетов в бизнесе. Согласно проведенному международному исследованию, каждый инвестированный доллар в безопасность и гигиену труда может принести предпринимателю экономическую выгоду в более чем два раза больше. Это говорит о том, что вложенные средства в охрану труда не являются издержками, а скорее инвестициями в повышение эффективности бизнеса. В конечном итоге, здоровье и безопасность сотрудников влияют на все сферы деятельности компании и могут стать ключевым фактором успеха на рынке.

Оформление декларации соответствия условий труда и ее срок действия

После проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов, работодатель обязан подать декларацию соответствия условий труда государственным нормам по охране труда в местный орган исполнительной власти, который контролирует соблюдение трудового законодательства. Для подачи декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют несколько способов: оформление лично в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения, почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, а также посредством заполнения формы декларации на официальном сайте ФС по труду и занятости.

Действие декларации начинается после ее утверждения и продолжается в течение пяти лет. Однако если в течение этого периода произойдет несчастный случай на производстве с участием кого-либо из работников (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание или будет зафиксировано нарушение требований по охране труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, который обязан внести соответствующую запись в реестр декларации не позднее, чем через десять дней после происшествия. В случае, если в течение пяти лет с момента утверждения декларации не возникает вышеупомянутых ситуаций, она продлевается на следующие пять лет.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *