Мэр Луганска: ждем, когда пойдут поезда и начнется жизнь

Луганск, один из промышленных центров Советского Союза, остался в 2014-м без электричества, и на целый год вся его промышленность встала

Луганск, один из промышленных центров Советского Союза, остался в 2014-м без электричества, и на целый год вся его промышленность встала. С тех пор какие-то предприятия удалось восстановить, но некоторые так и не смогли заработать. О ходе восстановления города рассказал в интервью ТАСС мэр Луганска Манолис Пилавов.

На территории Луганска и вокруг него до 2014 года работало большое количество разных предприятий. Например, Луганский авиационный ремонтный завод. Удалось ли полностью восстановить его работу? Является ли это предприятие сейчас стратегическим для экономики и безопасности региона?

— До 2014 года на территории города и республики работало достаточно много предприятий, но после революции в Киеве автоматически нарушились все связи, и уже летом 2014 года после первой атаки со стороны киевских националистов экономика республики встала, потому что были отключены все энергоносители за исключением газа.

У нас не было электроэнергии, у нас не было связи, у нас не было транспорта, и надо сказать, что в первые дни очень много горожан уехали — кто в сторону России, кто в сторону Украины, но разъехались. Больше половины населения выехали. В связи с этим предприятия все встали. Практически восстановление началось уже в 2015 году, после мая, когда уже электроэнергия стабилизировалась, хотя многие предприятия так и не смогли реализоваться, потому что были нарушены все связи.

До 2014 года 84% всей продукции, которая выпускалась на территории нашей республики, мы экспортировали в Российскую Федерацию. После событий 2014 года все это нарушилось. Была нарушена логистика, были нарушены договорные обязательства, потому что нам сертификацию никто не делал, наша продукция была без сертификатов, соответственно, мы ее не могли напрямую реализовывать. Это была очень большая проблема. Только спустя год начались шевеления.

Хотя надо сказать, что на внутреннем рынке у нас очень быстро восстановилась легкая промышленность, пищевая промышленность, потому что все равно людей надо было кормить. И даже в 2014 году у нас мясокомбинат работал, обеспечивал население своей продукцией. Наш хлебозавод за все время — 93 дня не было электроэнергии — не работал только один день. Все остальное время мы работали на генераторе, мы находили топливо, чтобы заправлять.

Что касается нашего авиаремонтного завода — это завод с высоким потенциалом. На этом заводе работала, я бы сказал, элита, высококвалифицированные рабочие, они ремонтировали и авиационные двигатели, и вертолетные двигатели. Но в 2014 году он встал, причем в тот момент, когда был заключен большой договор по ремонту авиационных двигателей и мы имели перспективу развития этого завода. На сегодняшний день завод у нас не работает, хотя с 2014 года пытались его несколько раз запустить. Сейчас у нас большая часть мужского населения находится на фронтах, соответственно, у нас очень много предприятий, которые не могут реализовать свой потенциал, потому что людей, к сожалению, нет.

Что касается жизнеобеспечения нашего города, эти предприятия все работают. Коммунальные службы и пищевая отрасль работают. С учетом того, что освобождены многие территории, которые были под контролем Украины, сегодня нагрузка на предприятия, которые выпускают продукты питания, увеличилась в разы. Но руководство и коллективы этих предприятий справляются.

Что касается больших предприятий, сегодня у нас работает "Автомотозапчасть". Они тоже отдали людей на фронт, но этот завод сегодня нужен, он у нас является монополистом и даже в РФ является по некоторым направлениям монополистом, поэтому останавливать это предприятие нельзя. Он и в 2014 году практически не стоял: были сложности, но это предприятие имело всегда "зеленую улицу", и оно свою продукцию поставляло в РФ.

У нас на сегодняшний день заработал Алчевский металлургический комбинат. Это монстр, самое большое предприятие. Он заработал, и мы видим в нем не только наполняемость бюджета, но и рабочие места. Надеемся, что этот завод будет работать, потому что если будет работать этот завод, то появится очень много смежников, которые тоже заработают. К нам уже из Нижнего Тагила приезжали — "Уралвагонзавод", они заключают договоры, и я уверен, что эта цепочка заработает.

Луганский центральный кузнечный завод и Луганский литейно-механический завод. Можно подробнее об их нынешнем состоянии? Что там производят?

— Кузнечный завод — это имени Монятовского. Судьба у них благополучная, потому что на сегодняшний день они загружены в полном объеме. Даже приезжали наши коллеги из ДНР, пытались тут разместить заказ. Мы не смогли им помочь, потому что завод заполнен на 100%. Он сегодня работает только на РФ. Работа идет в две смены, и я так понял, что этого тоже мало. Нельзя производственные масштабы сегодня увеличить, но, слава богу, работает в таком виде.

Что касается литейно-механического завода, его продукция всегда имела спрос. Они буквально одни из первых восстановились и начали работать. До 2014 года у них был выигран тендер на поставку оборудования во Францию, на Елисейские поля. Наш завод поставлял туда лавочки из чугуна, светильники, ограждения парков, скверов. Они выиграли тендер, надо было этот заказ выполнять. В 2015 году они начали работать и этот заказ полностью отработали. Причем они часть до 2014-го реализовали и отдали, а потом нам нужно было доработать уже, и мы благополучно доработали.

Сегодня основное направление этого предприятия — это крышки для канализационных люков, решетки ливнеприемные и многие вещи, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, а также изготовление чугунных отопительных батарей, которые мы также поставляем сегодня в РФ, реализуем на внутреннем рынке.

Мы видим, что в Луганске, к сожалению, сейчас прервано движение трамваев. Насколько я помню, "Уралвагонзавод" поставлял в Евпаторию трамваи. Может быть, какие-то договоренности в этом направлении будут достигнуты?

— Трамвайный транспорт в Луганске не ремонтировали десятки лет, еще с советских времен. При Украине вообще ничего не делали. В 2014 году, когда простаивали все вагоны без электричества, мы потеряли все аккумуляторные батареи, которые необходимы для того, чтобы запустить движение.

В 2015 году восстановили ряд маршрутов и готовы были запустить определенное количество подвижного состава, но не хватало электроэнергии. Соответственно, мы потеряли практически весь подвижной состав, весь парк трамваев просто превратился в металлолом.

Кроме того, у нас сегодня процентов 80–85% трамвайных путей находится в аварийном состоянии. Когда мы посчитали, пришли к выводу, что мы не сможем это восстановить. Поэтому принято решение ликвидировать трамвайно-троллейбусный парк. И у нас очень большая задолженность по заработной плате, еще со времен Украины. Мы ее никуда не можем деть, потому что за этим стоят люди, и, если мы не выплатим им заработную плату, они не смогут оформить себе пенсию.

Мы демонтируем рельсы. Эксперты сказали, что эти рельсы непригодные, у них один путь — на переплавку. Мы будем все это сдавать сейчас на Алчевский меткомбинат. Те деньги, которые мы будем получать, будем направлять на выплату заработной платы. Трамвайно-троллейбусного парка в городе Луганске не будет, во всяком случае в ближайшее время.

Луганский аэропорт — значимое место, которое было разрушено практически до основания в 2014 году. Планируется ли на его месте строительство нового?

— Трудно сказать, на эту тему мы пока не говорили. Конечно, хотелось бы, чтобы аэропорт был. В советское время в Луганске было два аэропорта: военный и гражданский. У нас было военное училище, где готовили авиаштурманов, после распада СССР мы это училище и потеряли.

К 2014 году мы подошли, полностью реконструировав старый наш аэропорт. Он был не такой большой, но очень компактный, очень удобный. И мы даже не успели порадоваться. В 2014-м все так быстро произошло, что его стерли с лица земли.

Восстанавливать — не знаю, мне бы очень хотелось. А как получится… Сегодня у РФ есть большой опыт строительства аэропортов. А с другой стороны, все-таки мы больше думаем о том, что надо решать вопрос о присоединении к РФ. Если, Бог даст, мы присоединимся к РФ, то, скажем, ростовский аэропорт новый достаточно недалеко от нас. Нам хватает полтора часа, чтобы доехать, поэтому тут надо смотреть с точки зрения экономики: есть смысл восстанавливать или нет.

Луганск славился до 2014 года футбольным клубом "Заря", но потом он перебазировался в Запорожье. Планируется ли восстановление этого клуба?

— Нами были приняты достаточно серьезные меры, чтобы в нашей республике футбол не умер. Он как был, так и остается спортом номер один. Да, в 1972 году наш город прославился тем, что в истории советского футбола впервые областной центр стал чемпионом Советского Союза. Это благодаря Владимиру Шевченко, который на тот момент был первым секретарем обкома партии, который любил спорт, который любил нашу землю. И "Заря", естественно, стала чемпионом, потому что он это очень здорово поддерживал.

Мы сегодня создали академию футбола в городе Луганске. За восемь лет мы добились того, что наша команда из академии сегодня играет на первенстве города Ростова. Это стоило больших усилий. Кроме того, на сегодняшний день практически решен вопрос по участию наших футболистов в студенческой лиге РФ по Южному федеральному округу. То есть мы в этом году, уже в конце июля, впервые будем участвовать в этом турнире.

Что касается профессионального футбола, тут есть много вопросов. Но сегодня спортивная жизнь больше все-таки крутится вокруг города Луганска. До начала военной спецоперации в первенстве города — а мы его всегда проводим в открытом формате — участвовало уже далеко за 100 команд.

Что касается "Зари", я думаю, что навряд ли клуб вернется и нам сегодня нужно думать о том, чтобы создавать команду, которая будет защищать флаги нашей территории.

Что касается стадиона "Авангард", он сегодня находится в плачевном состоянии. В 2014 году два снаряда упало на территорию стадиона. Оба они попали в чашу, один непосредственно на поле, второй — на трибуну. Восстановили мы это все и проводили турниры на этом стадионе. Само поле в отличном состоянии, а трибуны и подтрибунные помещения — в аварийном. Поэтому говорить о том, что сегодня стадион готов стать базой для какой-то вновь созданной команды, к сожалению, не приходится.

В каком состоянии сейчас находится жилой сектор, инфраструктура города?

— На сегодняшний день определены территории, которые закреплены за нами и будут помогать в восстановлении инфраструктуры того или иного города или районного центра. Что касается Луганска, он закреплен за городом-героем Москвой.

У нас уже более тысячи человек заехало, более 300 единиц техники. В неделю два-три раза колонны заходят, завозят строительные материалы. Сейчас идет самая активная фаза подготовительных работ, в частности приготовление мест проживания.

Что касается дорожной инфраструктуры, к нам заехало дорожное управление. Уже они демонтировали старый асфальтобетонный завод, который в 2014-м пострадал. Сегодня уже смонтированы плиты и в полном объеме завезен новый асфальтобетонный завод, который они монтируют, и где-то 10–12 июня планируем его монтаж завершить. Кроме того, там же будет монтироваться бетонно-растворный узел и еще один бетонно-растворный узел у нас будет в другой части города смонтирован.

Определены объемы по ремонту жилого фонда, на днях заехало 160 человек дополнительно, которые именно в этом направлении будут работать. Принято решение по восстановлению путепровода в районе Сада Первого мая, и специалисты наши и проектировщики из Москвы выехали на счастьинский мост, который тоже будут обследовать, принимать решения.

Там саперы, они долго работали, потому что там сплошные сюрпризы, и они занимались разминированием. У нас уже практически месяц ведется разминирование, но, к сожалению, пока конца мы не видим, потому что очень много этих мин, особенно в пойме реки Северский Донец.

Недавно впервые за восемь лет открылось железнодорожное сообщение со Старобельском. С Россией через Луганск до них собираются делать железнодорожное сообщение на Мелитополь, насколько мы знаем. Какие еще маршруты планируется открыть, насколько повреждено железнодорожное полотно и есть ли недостаток в поездах, в вагонах сейчас?

— Всегда есть недостаток в вагонах, особенно в летний период. Наши железнодорожники восстановили участок, который соединяет республику с Белгородской областью, в сторону Лантратовки. Там участок был разобран, в свое время Украина разобрала, чтобы порвать связь с РФ. С остальными частями нашей республики этот участок дороги восстановили.

Я надеюсь, что поезда, скорее всего, вначале пойдут на Москву, в ту сторону, а потом на Мелитополь. Как мы знаем, поезда через Луганск, Донецк, Мелитополь, Херсон пойдут на Крым. Восемь лет Луганск не видел поездов кроме маневровых, которые внутри тут у нас ходили. И наш железнодорожный вокзал не работал. Ждем, что пойдут поезда, начнется жизнь.

Беседовали Владимир Бондаренко и Мария Дрожжина

Последние новости

Опасное карантинное заболевание – листовой ожог лука

Листовой ожог лука – заболевание, имеющее бактериальную природу и широко распространённое во многих странах Азии, Африки и США.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ Г.АНТРАЦИТА И АНТРАЦИТОВСКОГО РАЙОНА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ!

Территориальное отделение Государственного казенного учреждения «Республиканский центр занятости населения Луганской Народной Республики» в городе Антраците и Антрацитовском районе (далее – ТО ГКУ «РЦЗН ЛНР» в г.

ВНИМАНИЮ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ПЛАНИРУЮЩИХ В 2025 ГОДУ ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ, ПРИБЫВАЮЩИХ В РФ НА ОСНОВАНИИ ВИЗЫ

Государственное казённое учреждение «Республиканский центр занятости населения Луганской Народной Республики» (далее – ГКУ «РЦЗН ЛНР») информирует работодателей о принятии нормативных правовых актов:

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *